Пономаренко Л.П., Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова

Влияние эмоциональной недифференцированности семейных отношений на формирование личности ребенка

Третья научно-практическая интернет-конференция «Психология и семья». Белорусский гос. пед. университет им. М. Танка, Государственный НИИ семьи и воспитания Российской академии образования, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московское отделение Российского психологического общества. - 2008
Определяющее влияние семейных отношений на формирование личности ребенка признается большинством исследователей. Характер этого влияния и его последствия для функционирования зрелой личности понимается по-разному в соответствии с теоретической ориентацией авторов. Особенно важное значение анализ этих взаимоотношений приобретает в клинической психологии, психологическом консультировании и психотерапии. У людей, испытывающих психологические проблемы вплоть до личностной патологии, в истории развития обычно обнаруживаются нарушенные семейные отношения, семейные дисфункции или негармоничный стиль родительского воспитания.

Многолетний опыт автора статьи в области психологического консультирования и психотерапии показывает, что при устойчивых состояниях психологического неблагополучия, низкой стрессоустойчивости, повышенной тревожности, наличии социальных фобий, возникновении панических и обсессивно-компульсивных расстройств в истории развития индивида обнаруживается специфический паттерн отношений с родителями – и, в первую очередь, матерью. Этот паттерн отношений, с нашей точки зрения, продуктивно рассматривать с позиций системной семейной терапии как феномен эмоциональной недифференцированности семейных отношений.
Эмоциональная недифференцированность семейных отношений, с точки зрения автора теории Мюррея Боуэна, порождает, в свою очередь, недифференцированность Я. Понятие дифференцированности, согласно Боуэну, характеризует людей по степени слитности или раздельности эмоционального и интеллектуального функционирования [1, С.185].

Боуєн считал, что дифференциация Я – это степень слитности проявлений эмоциональной и интеллектуальной жизни человека, которая может варьировать от очень высокой до достаточно низкой, и представлял ее в виде континуума. В зависимости от расположения на континууме, Боуэн разделил всех людей на четыре группы: с низкой, умеренной, хорошей и высокой дифференциацией.
У людей с низкой степенью дифференциации, выросших в недифференцированных семьях, эмоции полностью доминируют над мыслительными процессами, их мышление стереотипно, они полностью ориентированы на отношения, постоянно ищут одобрения, им трудно принимать решения, даже малейший стресс выбивает их из колеи. Самооценка, как правило, зависит от других. Такие люди открыто эмоционально зависимы от других, очень чувствительны к настроению партнёра и часто действуют импульсивно. Как правило, их жизнь представляет собой циклы чередующихся сближений и отдалений. Всю жизнь они ищут идеальных близких отношений. Находят слияние, затем реагируют дистанцированием и отчуждением, что, в свою очередь стимулирует следующий цикл сближения. «Чем меньше ответственности индивид берет на себя, тем больше его потребность в другом человеке», - пишет Боуэн. – «Недостаточное развитие чувства независимости формирует у ребенка повышенную чувствительность к функциональным состояниям каждого из родителей и собственным функциональным состояниям, на основе которых строится как его собственное поведение, так и поведение всей семьи» [1, c.125]

Таким образом, недифференцированные индивиды обладают пониженной способностью к саморегуляции и адаптации к новым ситуациям, остро реагируют на стресс и склонны к переживанию постоянной тревоги. У людей с низкой дифференциацией Я, как указывалось, часто развиваются расстройства невротического круга.

С нашей точки зрения, данная концепция имеет не только мощный объяснительный и психотерапевтический потенциал, но и может быть очень полезной в психолого-педагогическом просвещении и психологической профилактике. Именно слитность отношений матери и ребенка, сохранение подобия симбиоза с выросшим ребенком, конфликтные отношения с негативной проекцией, как правило, приводят к недифференцированности Я и в дальнейшем могут стать причиной невротических, депрессивных и пограничных расстройств. Как указывает Боуэн, в семейных отношениях результатом слияния является состояние тревоги у одного или у обоих супругов, эта тревога часто триангулируется (проецируется в отношениях треугольника) на ребенка.

Слитные отношения препятствуют формированию личностной идентичности. Е.Т.Соколова описывает модель порождения и функционирования так называемой пограничной личности, формирование которой связано с дисфункцией самоидентичности [2]. Для пограничной организации личности, как полагает Е.Т. Соколова, характерен своеобразный аффективно-когнитивный стиль, представленный двумя измерениями: низким уровнем дифференциации границ психических подсистем, их недостаточной четкостью (артикулированностью) и зависимостью (слипание, склеенность, дефицит автономного режима функционирования).

Боуэн утверждает, что недифференцированные семьи передают свои стереотипы семейного эмоционального реагирования из поколения в поколение, и тревога, вызываемая недифференцированностью семьи регулируется дисфункциональностью одного из членов семьи. Дисфункциональность накапливается приблизительно в трех поколениях и затем может проявляться так сильно, что кто-то из членов семьи (часто это бывает ребенок) становится «идентифицированным пациентом». Чем ниже уровень дифференциации, тем сильнее эмоциональное слияние в браке [1, c.208]. Результатом слияния является состояние тревоги у одного или у обоих супругов. Характерной особенностью таких семей является возрастание тревоги у всех членов семьи при стрессах и феномен заражения тревогой [1, c.185 ].

В нашей практике достаточно представительной оказалась выборка женщин с признаками недифференцированности Я. Часть из них обращалась за психологической помощью самостоятельно, часть была направлена психиатром или другим врачом в связи с тревожными расстройствами, фобиями, приступами паники, невротической депрессией. Указанные особенности личностной организации обнаруживались также у некоторых участниц в процессе самораскрытия в тренингах личностного роста и родительской эффективности.

В процессе работы с этими женщинами, как правило, выяснялось, что в семьях, где они воспитывались, существовали эмоционально недифференцированные отношения двух типов. Чаще это были сложные отношения с матерями, отличавшимися доминантным, подавляющим поведением, с чрезмерной навязчивой опекой, упреками, критикой, выражаемым недовольством поведением дочери. В некоторых случаях у матерей можно было предположить психопатические черты, примитивную проекцию на дочь своих негативных качеств, личных неудач и отвержение их. Интересно, что если в семье было две дочери, то "клиенткой" оказывалась младшая, у которой развивалось тревожное расстройство, иногда с паническими приступами, или невротическая депрессия. Отношения с матерью характеризовались уступчивостью и вынужденным терпением. Старшая сестра находилась, как правило, в открыто враждебных отношениях с матерью и отличалась также психопатическими чертами, агрессивностью и озлобленностью.

Второй тип отношений, который встречался реже, характеризовался очень хорошими и близкими отношениями с матерью, однако эти отношения выглядели слишком тесными, мать принимала чрезмерное участие в жизни дочери, советовала, опекала, жертвовала собой. Особенно негативно отражались на формировании личности дочери ситуация, когда мать, имеющая слабый характер и склонность к жертвенности, вела себя так, что вырастающей дочери приходилось как бы меняться с ней местами и опекать ее.

Оба эти типа отношений можно характеризовать как эмоционально недифференцированные, и в том, и в другом случае формировалось недифференцированное «Я»: личность ребенка не имела достаточно психологического пространства для становления, развития, отделения - «сепарации», по М.Малер, и дальнейшей индивидуации. Такие отношения между матерью и уже взрослой дочерью напоминают симбиоз, который, согласно М.Малер, является естественным и необходимым со второго по шестой месяц жизни ребенка [3]. Как указывает эта исследовательница, для того, чтобы процесс развития психологической автономности человека завершился успешно, нужно, чтобы оба его родителя были достаточно грамотны и каждый из них имел хорошо развитую психологическую автономность, чтобы помочь ребенку отделиться и сформировать самостоятельную и независимую личность.

На пагубность позиции жертвенности собой ради семьи и детей указывает К.Г.Юнг: «Негативный аспект заметен в женщине, у которой основной целью является рождение детей…. Даже собственная личность приобретает для нее второстепенное значение, она часто остается совершенно бессознательной к этому; она живет лишь для других и ее жизнь протекает в более или менее сложной идентификации со всеми объектами ее заботы. Произведя на свет детей, она уже не мыслит своего существования без них…. Женщины этого типа, хотя и продолжают «жить для других», на самом деле неспособны на какие-либо реальные жертвы. Руководствуясь собственными материнскими правами, безжалостной волей к власти, которая проявляется в виде фантастической настойчивости, они часто преуспевают в уничтожении не только своей личности, но и личности своих детей» [4].

М.Боуэн полагает, что непроработанность эмоциональной привязанности к родителям в той или иной степени присуща всем людям. «Степень не проработанной эмоциональной привязанности к родителям эквивалентна степени недифференцированности, с которой как-то вынужден справляться сам человек на протяжении своей жизни, и последующие поколения» [1, с. 216 ].

Дифференциация Я, согласно Боуэну, приводит к эмоциональному отделению себя от других (прежде всего родителей, воспитателей) и росту самостоятельности, независимости и ответственности за свое собственное существование, признание себя и других отдельными, отграниченными, имеющими право на свой жизненный выбор существами. «Способность индивида поддерживать и отстаивать свое самоопределение важна как для взаимоотношений в ядерной и расширенной семьях, так и для систем несемейных отношений» [1, с. 231].

Пользуясь описанием 4 типов людей с разными уровнями дифференциации Я, мы составили опросник ЯД (Я – дифференциация) и включили его в исследование, в котором принимали участие 12 женщин - участниц тренингов и клиенток психотерапии, в самоотчетах которых присутствовали признаки недифференцированности Я («фокусная группа»), а также обычные молодые женщины в количестве 21 испытуемых.

Опросник ЯД состоит из 36 утверждений, степень согласия с которыми испытуемые должны были оценить по шкале от 1 до 5. Опросник был составлен нами на основе феноменологического описания уровней дифференцированности личности, представленного в работах автора теории. Содержательная валидность (которая для данной методики совпадает с конструктной) обеспечивалась принципом формирования суждений – то есть содержание утверждений (вопросов) в точности отвечало идеям автора конструкта «недифференцированность Я». Критериальная валидность проверялась с помощью анализа индивидуального опыта испытуемых (в первую очередь особенностей семейных отношений в семьях, где они выросли). Люди, которые отмечали в своих семьях черты эмоциональной недифференцированности, обнаруживали повышенный балл по опроснику «ЯД».

Кроме указанной методики, использовалась также методика В.И. Розова «Психодиагностика адаптивных способностей к стрессу» для выявления уровня адаптивности, содержащая 8 подшкал, отражающих способность к адаптации в условиях травматического стресса. Они включают: управление психофизиологическими состояниями, сильными эмоциями и импульсами; конструктивное и адаптивное мышление; умение устанавливать и развивать позитивные межличностные отношения, предоставлять и принимать эмоциональную поддержку; уверенность и асертивное поведение, и другие [5] .

Для выявления особенностей семейного воспитания использовался тест Д.Х. Олсона FACES – III, направленный на выявление уровня семейной адаптации и сплоченности [6]. Кроме того, мы сделали попытку составления методики для выявления уровня семейной эмоциональной дифференцированности. Наш опросник «СНД» включал шкалы из методики PARI Е.С. Шефера и Р.К. Белла и Опросника родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги и В.В. Столина: симбиоз, зависимость от семьи, ощущение самопожертвования, чрезмерная забота, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка. Несколько вопросов было добавлено нами.

По опроснику ЯД все 12 человек из «фокусной группы» получили высокие баллы , что слудует интерпретировать как низкую дифференцированность Я или недифференцированность. Результаты корреляционного анализа показали тесную корреляцию между дифференцированностью Я и почти всеми шкалами методики Розова. Как и предполагалось, лица, у которых слабо разделено эмоциональное реагирование и когнитивные процессы (высокий уровень эмоциональной недифференцированности), имеют сниженную способность к управлению своими эмоциями и импульсами, недостаточно развитое конструктивное и адаптивное мышление, а также способность предоставлять и принимать эмоциональную поддержку, пониженную уверенность в себе. Показатель дифференцированности Я обнаружил также обратную связь с семейной сплоченностью (чем ниже дифференцированность, тем меньший уровень семейной сплоченности отмечают испытуемые в своих родительских семьях). К сожалению, опросник СНД не дал возможность выявлять уровни семейной дифференцированности, которые должны отличаться у лиц с разной степенью дифференцированности Я. Возможно, вопросы, заимствованные из методик, направленных на диагностику стиля семейных отношений, сформулированы таким образом, что не улавливают специфику эмоциональных, мало поддающихся рефлексии отношений. Возможно, срабатывают психологические защиты, когда речь идет о детских воспоминаниях об отношениях в семье. Вероятно, здесь отразилась проблема трудностей разделения эмоций и интеллектуальных вербализуемых аспектов. Работу над методикой считаем нужным продолжить; не исключено, что это можно будет сделать в виде нарративного анализа.

Недифференцированные семейные отношения в украинской культуре встречаются весьма часто. В трудах украинских этнографов и этнопсихологов обращается внимание на то, что главной фигурой в семье является мать, характерно уважительное отношение к старшим членам семьи, теплые и тесные отношения с родственниками.

В рамках диссертационного исследовании Л.К.Спиридоновой, выполненного под нашим руководством, мы разработали опросник украинских социальных аксиом [7,8], опираясь на теорию M.H.Bond, K.Leung [9] и руководствуясь их инструкциями. Наиболее ярко выраженной особенностью социальных аксиом украинцев (наиболее мощный фактор) оказалась ориентация на семейные отношения, «чадолюбие», чрезмерная опека детей и стремление родителей (особенно матерей) продолжать слитные отношения с детьми, даже когда они вырастают. Среди 112 взрослых жителей г.Одессы около 68% респондентов согласились с утверждением: «Ради семьи можно пожертвовать всем» и только 16 % с этим не согласны. Больше половины респондентов считают, что «Если понадобится, мать должна пожертвовать своим счастьем ради ребенка», и только четвертая часть участвовавших в исследовании считает это неправильным. Удивительно, что молодежь также считает нормальным явлением жертвенность матери: в нашем исследовании из 260 студентов г.Одессы согласились с этим утверждением 47%, против 28%, выразивших несогласие.

60% взрослых респондентов согласились с аксиоматическим утверждением: «Дети, и став взрослыми, должны прислушиваться к советам родителей», для 21% - это не является аксиомой. Интересно, что так считает и молодежь: 77% студентов, принявших участие в исследовании, с этим согласились. Явная склонность к недифференцированности семейных отношений обнаружилась у 77 % испытуемых, согласившихся с утверждением: «Хорошая мать несет ответственность за детей всю жизнь», и лишь 12 % испытуемых так не считают. Примерно таким же оказалось распределение ответов у студентов: 78% - согласны, и лишь 8% – не согласны. Традиционное в славянских семьях уважения к старшим выражается в аксиоматической необходимости «досматривать» родителей в старости в отличие от индивидуалистических культур, где забота о стариках возлагается на специальный персонал в пансионатах. Среди наших респондентов 63% согласились с утверждением «Когда человек постареет, дети его «присмотрят» и только 10% выразили несогласие с этим. Молодые люди, оказывается, также считают это святым долгом: согласились с этим утверждением 78%.

Недавно переизданной монографии Боуэна с соавторами предпослано введение К.Бейкер и П.Тайтельмана, проводивших обучающий семинар по теории Боуэна в Москве «Выходная диагностика» показала, что более 50% участников признают самым сложным понятием теории Боуэна феномен дифференциация [10, с. 21]. Эти интересные данные показывают, что и в российской культуре (возможно, даже больше, чем в украинской из за более выраженного коллективизма) процессы эмоциональной дифференциации в семьях плохо осознаются и поддаются логическому анализу. Людям, находящимся в эмоциональном слиянии со своими близкими, такие отношения кажутся гармоничными.

Таким образом, похоже, что недифференцированность, склонность к эмоциональной слитности в отношениях с близкими является весьма распространенным явлением как в украинской, так и в российской культурах. Представляется, что в украинской культуре это больше связано с традиционной семейственностью, ориентацией на «малі спільноти співпереживань» [11], своеобразным индивидуализмом [12], а в российской – с преобладанием коллективизма как культурной доминанты, над индивидуализмом [13].

Г.Хофстид в своей знаменитой книге «Порождения культуры» отмечает: «в то время как в коллективистических обществах семья является элементарной единицей, в индивидуалистических обществах элементарной единицей является индивид…Дети в такой ситуации, взрослея, обучаются думать о самих себе как о "Я". Это "Я" - личностная идентичность индивида - отлично от "Я" других людей, и эти другие различаются не по групповому членству, а по индивидуальным характеристикам…Целью образования является сформировать у ребенка способность стоять на собственных ногах. От ребенка ожидается, что он оставит родительский дом, как только у него сформируется эта способность. Ни практически, ни психологически в этом типе общества не предполагается, что здоровая личность будет зависеть от группы.

…Бабушки и дедушки живут отдельно, предполагается, что они ведут свою собственную жизнь, переживая «третий возраст». Если они становятся немощными, они переезжают (или их перевозят) в дома для пожилых, где о них заботится персонал специалистов, а не их дети или внуки «[14].

Итак, возможно предположить, что возрастание индивидуализма, которое наблюдается в последние годы как в России, так и в Украине (что связано, по мнению ряда крос-культурных психологов, с ростом благосостояния общества), будет постепенно уменьшать недифференцированность семейных отношений, а вместе с ней – недифференцированность Я. Следует ожидать, что у членов семей будут меньше проявляться психологические проблемы, связанные с этой особенностью, а развитие личности детей в семье будет изменяться в сторону большей самостоятельности и независимости.

Помочь родителям правильно строить отношения с ребенком, избегая слитности и эмоциональной недифференцированности, проработать свою эмоциональную зависимость от своих родителей и других родственников, может активная работа по психологическому просвещению, в частности, тренинги родительской эффективности.
Перспективы дальнейших исследований видим в:

  • разработке диагностического инструментария для изучения эмоциональной дифференцированности семейных отношений;
  • дальнейшем сборе данных для выявления специфики семейных отношений при формировании различных расстройств психического функционирования, а также выяснения вопроса о влиянии на формирование личности ребенка слитных «симбиотических» отношений с позитивной и негативной окраской;
  • проведение кросс-культурных сравнительных исследований (в том числе украино-российских и белорусских) для изучения сходств и различий в распространенности семейной недифференцированности того или иного типа;
  • разработка тренингов, ориентированных на повышение дифференциации Я и пропагандирование необходимости этой работы среди населения.
Литература
  1. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика. – М.:Когито-Центр, 2008.
  2. Соколова Е.Т. Психотерапия. Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с.
  3. Mahler, М. The psychological birth of the human infant: symbiosis and individuation, 1975
  4. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. / Пер. А.А. Спектор. - Мн.: Харвест, 2004. - 400 с.
  5. Розов В.І. Психологічна діагностика адаптивних здібностей до стресу. // Практична психологія та соціальна робота. - №11. – 2006. – С.41-47
  6. Системная семейная психотерапия. / Под ред.. Э.Г.Эйдемиллера. – СПб.:Питер, 2002. – 368 с.
  7. Пономаренко Л.П. Социальные аксиомы как составная часть ментальности (крос-культурный аспект). / Наукові записки Інституту психології імені Г.С. Костюка АПН України. – Випуск 26 у 5-х томах. – Том 5. - Київ, 2005. – С. 195 – 200.
  8. Пономаренко Л.П., Спірідонова Л.К. Соціальні аксіоми українців як фактор формування громадянського суспільства. – 2008. (В печати).
  9. Leung K.L., Bond M.H, de Carrasquel S.R., Muñoz C., Hernández M., Murakami F., et al .Social Axioms: The Search for Universal Dimensions of General Beliefs About How the World Functions // Journal of Cross-Cultural Psychology, Vol.33, No. 3, May 2002, P. 286.
  10. Бейкер К., Тайтельман П. Теория Боуэна в России. / Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика. – М.:Когито-Центр, 2008.
  11. Янив В. Нариси до історії української етнопсихології. – Київ: «Знання», 2006. – 340с.
  12. Пономаренко Л.П. Некоторые особенности украинской ментальности сквозь призму результатов кросс-культурных исследований. /Актуальні проблеми психології. – Том 1. Частина 16. - Київ, Інститут психології ім. Г.С. Костюка АПН України - 2005. – С. 128-135.
  13. Лебедева Н.М. Ведение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., «Ключ-С», 1999. 224с
Hofstede, G. (2001). Culture's consequences. Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. Second Edition. Sage Publications.
Made on
Tilda