Причины неврозов

Причины формирования невротических расстройств
Невротические расстройства (неврозы, тревожные расстройства, посттравматическое расстройство и др.) – это состояния, в возникновении которых большую роль играют психологические факторы. Это в первую очередь стрессы, переживания по поводу конфликтных отношений или их разрыва, переутомление и нервно-психическое истощение, страхи.
Такого рода расстройства (неврозы и их производные) в большинстве случаев развиваются у людей, имеющих определенный тип нервной системы, на основе которого часто формируется тревожно-мнительные черты характера, впечатлительность, ранимость (уязвимость). Играет определенную роль также генетическая наследственность, особенности воспитания и травматический жизненный опыт.

Генетическая наследственность выражается в наследовании чувствительного типа нервной системы, который, как правило, был свойственен кому-то из родителей, а также кому-то из бабушек, дедушек и/или других родственников. Этот чувствительный тип характера может быть обнаружен по рисунку поведения и истории жизни: бабушка часто пила корвалол, очень обо всех переживала, у нее бывали приступы, мигрень… дядя покончил жизнь самоубийством…папа был «тихим пьяницей»…
Причувствительном типе нервной системы может легко сформироваться тревожность как черта характера. Тревожность – это склонность ожидать опасности и неприятности в объективно нейтральных ситуациях. Это некое предвосхищение чего-то непонятного, непредсказуемого, но несущего угрозу для жизни и/или благоденствия. Чувствительный (сензитивный) тип подвержен легкому формированию страхов, при этом неприятные события и страхи запоминаются и закрепляются гораздо сильнее, чем у других людей.

Чувствительному типу труднее перерабатывать стрессы – чаще всего вырабатывается неправильное, нерациональное реагирование на стрессовые ситуации, что в конце концов приводит к перенапряжению организма, нервно-психическому истощению, невозможности адаптироваться к сложным ситуациям или жизненным переменам.

Чувствительный тип нервной системы – совсем не приговор и не наказание. Наоборот, это, можно сказать, дар Божий, способность тонко и чутко реагировать на окружающее. Чувствительным, слабым типом нервной системы обладают большинство людей творческих профессий – художников, музыкантов, актеров… А.И.Захаров, замечательный ленинградский детский психотерапевт пишет: «…невротики – это соль земли…». Это самые тонкие, чуткие, трепетные люди, которые не могут вынести пошлость и несправедливость жизни, это люди, одаренные богатством восприятия, фантазии, склонные к умствованию и желающие всё понять… Можно привести слова Аксакова о Гоголе: «…нервы его, может быть, во сто раз тоньше наших: слышат то, чего мы не слышим, содрогаются от причин, нам неизвестных…».

Как правило, невротические психические расстройства формируются у тех представителей чувствительного типа, которые воспитывались в неблагоприятных условиях. Это мог быть воспитательный стиль по типу гиперопеки (чрезмерной заботы о здоровье ребенка, постоянное беспокойство матери, бессознательное культивирование страхов). Здесь может иметь место так называемая индукция страхов и тревоги, передающаяся ребенку от родителей (чаще всего матери): если самый близкий человек постоянно предупреждает и ограждает меня от чего-то, значит, действительно, окружающий мир опасен, мне нужна защита, я сам не справлюсь.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности – укоры, критика, сравнение с другими детьми, недовольство ребенком также порождает у него ощущение собственной неадекватности и неспособности справиться с трудностями, а значит – тревоге и невротическим сомнениям.

Согласно современнику Фрейда А.Адлеру, комплекс неполноценности (лежащий в основе невроза) может сформироваться также при заботливых родителях, уделяющих ребенку очень много позитивного внимания, поддержки, похвалы. В таком случае ребенок, попадающий в социальную среду, где другие дети также получают внимание и похвалу взрослых, и иногда больше, чем он сам, оказывается в неожиданной ситуации и начинает терять веру в себя: раз я перестал быть центром внимания, значит, со мной что-то не так.
Для тревожных личностей часто бывает трудно принимать решения, они слишком много сомневаются, не уверенны в себе, чувствуют свою вину, занимаются самоедством. Во многих случаях все эти особенности сформированы благодаря симбиотическим отношениям в семье, или так называемой когнитивно-эмоциональной недифференцированности, которые привели к нарушению или несформированности границ личности, выстраиванию центра и стержня своего Я.

В некоторых случаях факторы семейного воспитания сказываются в том, что в семье не принято было говорить об эмоциях, мальчику часто говорилось, что «мужчины не плачут». Чувства поэтому репрессировались и стали выражаться в телесных сенсациях. Такова одна из гипотез происхождения соматоформных расстройств (соматизированных расстройств и ипохондрии).

Травматический жизненный опыт (стресс), наличие которого у детей с чувствительной нервной системой может вызвать постепенное невротическое формирование характера и/или тревожность как черту личности, может сказаться и на неожиданном проявлении невротической симптоматики, появлении «ни с того, ни с сего» панических приступов или старте другого вида тревожного расстройства. Чаще всего это – алкоголизм отца, сопровождающийся конфликтами и драками. Иногда пациенты рассказывают: «…отец бил нас, детей и мать, выгонял на улицу… было страшно, некуда идти…мама рыдала…». В других случаях: «отец бил мать, нас не трогал, а я с сестрой пыталась защитить маму от разъяренного отца…было очень страшно…».

К травматическому жизненному опыту относится также разного рода пережитое насилие (в частности, изнасилование); иногда – переживания ребенка по поводу того, что мать надолго уезжала и оставляла его на нелюбимых родственников или соседей; травматический опыт в детском саду или школе. Так, например, одна моя клиента с логоневрозом (заиканием, возникшим на фоне невротического расстройства) рассказывала, как от волнения в 6 классе она при ответах на вопросы учителя начала немного заикаться. Мальчишки сзади смеялись и передразнивали ее. С тех пор при необходимости говорить перед чужими людьми она заикается.
Механизм формирования невроза (тревожного расстройства) тесно связан с реагированием организма на стресс и имеет общие черты для всех видов невротических и тревожных расстройств. Травматический опыт детства (например, страх при приступах ярости пьяного отца) сказывается в том, что однажды пережитый сильный страх активирует нервные пути, по которым в дальнейшем легче проходит сигнал, приводящий к возобновлению симптомов тревожности.

Исследования показывают, что у людей, часто переживавших страх, активируется работа одной из структур мозга, где вырабатываются вещества, ответственные за ощущения страха, - амигдалы (миндалины). Страх и тревога являются важными и полезными состояниями живого существа – могут спасти его от опасности. Однако, склонность преувеличивать опасность приводит к ненужному в данной ситуации, но ставшему рефлекторным выбросу гормонов и других нейротрансмиттеров (одни и наиболее известных является адреналин) и неприятным ощущениям, в частности, тревоге.

В дальнейшем человек, расценивающий сигналы из окружающей среды как опасные, много переживающий об этом, навязчиво рассматривающий неприятные варианты развития событий («А вдруг что-то может случиться…»), сам создает в организме своего рода стресс, как бы запугивает сам себя. Организм отвечает выбросом адреналина, адреналин вызывает неприятные ощущения, которые интерпретируются как нежелательные симптомы, и круг замыкается.

При различных видах невротических расстройств, расстройств пищевого поведения и личностных расстройствах (психопатии) механизмы закрепления симптоматического реагирования несколько различаются, но принцип «замкнутого кольца», в котором важнейшую роль играет отношение человека к своим симптомам, его оценка, интерпретация окружающих событий и внутренних ощущений, остается основной объяснительной моделью. Эта модель позволяет выстраивать эффективную психотерапевтическую работу.
Made on
Tilda